С.-х. угодья как основные источники поступления био­генных веществ в водные экосистемы

Применение минеральных удобрений может не только мобилизировать питательные элементы, но и иммобилизировать, т.е. связывать их, превращая в недоступную для растений форму. Например, одностороннее использование фосфорных удобрений в высоких дозах часто значительно снижает содержание подвижного цинка в почве, вызывая цинковое голодание, что отрицатель сказывается на количестве и качестве урожая[2].

Оптимизация применения удобрений под различные культуры с учетом плодородия почвы существенно снижает поступление токсических элементов в растение.

При техногенном загрязнении почвы различными химическими элементами отмечено снижение ферментативной активности в почве. Уменьшается общее количество бактерий, резко сокращается число актиномицетов и увеличивается количество грибов, падает численность в почве насекомых (жужелиц, чернотелок и др) и дождевых червей. Мутагенная активность загрязненной почвы регистрируется в меристематических клетках корней растений, в 5-10 раз выше, чем в незагрязненной почве.

Таким образом, минеральные удобрения способны загрязнять почву химическими соединениями, оказывать влияние на течение биохимических процессов[13].

Влияние минеральных удобрений на атмосферу

Атмосфера всегда содержит определенное количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. Более устойчивые зоны с повышенной концентрацией загрязнений возникают в местах активной жизнедеятельности человека. Антропогенное загрязнение отличается разнообразием видов и многочисленностью источников.

Главными причинами загрязнения природной среды удобрениями, их потерями и непроизводительного использования являются:

1) несовершенство технологии транспортировки, хранения, смешивания и внесения удобрений;

2) нарушение технологии их применения в севообороте и под отдельные культуры;

3) водная и ветровая эрозия почв;

4) несовершенство химических, физических и механических свойств минеральных удобрений;

5) интенсивное использование различных промышленных, городских и бытовых отходов в качестве удобрений без систематического и тщательного контроля их химического состава[8].

От применения минеральных удобрений загрязнение атмосферы незначительно, особенно с переходом на использование гранулированных и жидких удобрений, но оно имеет место. После применения удобрений в атмосфере обнаруживаются соединения, содержащие преимущественно азот, фосфор и калий.

Существенное загрязнение атмосферы происходит также и при производстве минеральных удобрений. Так, пылегазовые отходы калийного производства включают выбросы дымовых газов сушильных отделений компонентами которых являются пыль концентратов (КCl), хлористый водород, пары флотриагентов и антислеживателей (аминов).

По влиянию на окружающую среду первостепенное значение имеет азот[2].

Органические вещества, как солома и сырые листья сахарной свеклы, снижали газообразные потери аммиака. Это можно объяснить содержанием в компосте СаО, обладающего щелочными свойствами, и токсических свойств, способных подавлять деятельность нитрификаторов[11].

Потери его из удобрений бывают довольно значительными. Он усваивается в полевых условиях примерно на 40%, в отдельных случаях на 50-70%, иммобилизируется в почве на20-30%.

Существует мнение, что более серьезным источником потерь азота, нежели вымывание, является улетучивание его из почвы и внесенных в нее удобрений в форме газообразных соединений(15-25%). Например, в земледелии Европы 2/3 потерь азота приходится на зимний период и 1/3 на летний[1].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше об экологии

Гражданское общество и политический процесс (на примере экологического движения)
Гражданское политическое участие, или “демократия участия”, то есть участие граждан в принятии политических решений, — неотъемлемый, а в некоторых областях и ключевой элемент политического процесса в странах Запада. Его формы следует рассматривать в контексте пости ...

Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду
Данная работа состоит из трёх частей: 1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду. 2. Формирование системы управления экологической безопасностью в Р. Ф. 3. Практическое задание Во—первых, в первой части, мы ...