Экологизация как тенденция развития системы школьного географического образования

Национальный учебно-практический семинар под названием «Вторая всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды» был проведен в Иваново, 18-20 сентября 1984 г., для 170 участников и 50 наблюдателей представляющих 93 института и университета, а также правительственные учреждения и неправительственные организации [330]. Цели конференции состояли в следующем: разработка мер по совершенствованию образования в области окружающей среды в СССР; оценка результатов деятельности за последние 5 лет; обмен мнениями, опытом и информацией; развитие сотрудничества. В докладах прозвучавших на этих семинарах был рассмотрен вклад различных дисциплин (в т.ч. географии) в школьное экологическое образование [116].

В числе мероприятий, предложенных МПОС, и служащих совершенствованию образования в области окружающей среды осуществлялись проекты в рамках отдельных школьных предметов.

Так, опытно-показательный проект по включению аспектов окружающей среды в изучении географии был осуществлен в сотрудничестве с министерством окружающей среды Португалии в 1986 г. Как и большинство опытно-показательных проектов, он был направлен на расширение национальных возможностей в плане увязки образования в области окружающей среды с конкретной областью образования, в данного случае с преподаванием физической географии. Для достижения этих целей в рамках проекта были разработаны учебные программы и материалы, подготовлен персонал для экспериментирования с этими программами, на экспериментальной основе апробирована программа и проведена оценка ее результатов, предложены пути и средства более широкого ее применения в рамках текущих национальных мероприятий в рассматриваемой области.

В августе 1987 г. в Москве состоялся Международный конгресс по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды. Он определил следующие стратегии экологического образования:

- улучшение понимания и знания закономерностей и принципов, регулирующих функционирования экосистем, а также взаимосвязей между природой и обществом;

- большое осознание причин экологических проблем и их воздействия на отдельных людей, общества и международное сообщество;

- формирование ценностей, отношения и форм поведения, которые будут способствовать охране окружающей среды и улучшению ее качества;

- поощрение развития соответствующего и эффективного образования (общего и специального), как школьного, так внешкольного, в рамках национальной политики, планов и программ в области образования в целях сохранения и улучшения окружающей среды;

- включение этой формы образования в программы высшего образования и среднего технического и профессионального образования и содействие ее развитию;

- содействие осознанию различными профессиональными группами (инженерами, юристами, экономистами, урбанистами и т.д.) экологических проблем и способов их решения;

- подготовка соответствующих учебных материалов для этих специалистов.

Самым крупным форумом ХХ века, посвященным проблемам взаимодействия человека и природы стала международная конференция в Рио-де-Жанейро, состоявшаяся в 1992 г. На ней был принят всемирный план действий «Повестка дня на ХХI век», и предложена стратегия «устойчивого развития» в целях снижения опасности планетарного экологического кризиса. В числе механизмов достижения коэволюции человека и природы было названо образование и просвещение населения. В частности на самом высоком уровне правительством стран – участниц форума предлагалось: « .включение вопросов этики в области экологии и развития в систему приоритетов в сфере образования и научных исследований» [245, с. 31].

В целях воспитания бережного отношения учащихся к природному окружению было рекомендовано: «Обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды .» [245, с. 36].

Проблемам экологического обучения и воспитания была посвящена целая глава (глава 36). В одной из статей этого раздела, в частности предписывалось: « …в течение следующих трех лет правительствам следует принять меры по подготовке или обновлению стратегий, направленных на включение окружающей среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной деятельности на всех уровнях .» [331, с. 46].

Анализируя опыт отечественного экологического образования, С.Н. Глазачев в своих работах отмечал обширную географию форумов по данной проблеме, организованных в нашей стране в последние десятилетия:

- Проблемы экологической педагогики (Пермь, 1985);

- Организация экологического образования в школе (Москва, 1990);

- Содержание и формы экологического образования в педвузе (Пермь, 1990);

- Экология и культура (Красноярск, 1991);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше об экологии

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, за ...

Экология Нижнего Новгорода
Нижний Новгород сложился на границе Приволжской возвышенности и Балахнинской низины, что обусловило деление города на две части: Нагорную, представляющую собой застроенную территорию коренного плато, и Заречную, где освоены участки террас Волги и Оки. Особенностью п ...