Модель экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования

Опыт эмоционально-ценностного отношения, являясь самостоятельной частью содержания образования, оказывается продуктом всех остальных его компонентов. Эмоциональная реакция всегда предметна, т.е. обращена на какое-либо содержание [65, 216].

Эмоциональная составляющая может выступать и как стимулятор и катализатор деятельности, и как импульс, мотив творчества, и как побудительная причина получения новых знаний. Опыт эмоционально-ценностного отношения человека к окружающей среде и объектам (естественным и преобразованным) выливается в социальные потребности индивида. Эмоции характеризуются качествами или видами (радость, печаль, досада, наслаждение и др.); объектами, на которые они направлены, силой или напряженностью. К области эмоции относят и волю как вид потребности в преодолении препятствий. Потребности и эмоции формируются постепенно у каждой личности разными темпами, различными по силе и объектной направленности. Психологи давно подметили, что эффективность обучения и воспитания напрямую зависит от эмоционального настроя индивида или коллектива [101, 102].

Опыт эмоционально-ценностного отношения обусловливает избирательное отношение к миру, своей деятельности, стимулирует социальную активность, содействует эффективному усвоению остальных элементов содержания экологического образования.

Все элементы содержания экологического образования взаимосвязаны (табл. 4). (При конструировании данной таблицы был применен принцип построения турнирной таблицы). Только гармоничные сочетания этих элементов позволят успешно реализовать экологическую подготовку школьников при обучении географии, что подразумевает, по сути экологизацию всего учебно-воспитательного процесса географии.

Таблица 4

Взаимовлияние элементов содержания экологического образования

Взаимосвязь элементов

Элементы содержания

1

2

3

4

1. Экологические знания

Деятельность способствует получению новой информации

Творчество стимулирует приобретение новых знаний учеником

Эмоции мотивируют тягу к знаниям, способствуют проявлению оценочных суждений

2. Виды экологической деятельности

Знания являются теоретической базой для овладения способами деятельности

Опыт творчества способствует рационализации деятельности и выработке навыков

Эмоции способствуют повышению производительности труда

3. Опыт творческой деятельности в области окружающей среды

Знания помогают осуществить перенос умений в новую ситуацию

Деятельность способствует переходу умений в навыки и росту творческой деятельности

Положительные эмоции усиливают стремление к творчеству

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

Знания способствуют увеличению числа объектов попадающих в систему личных ценностей ученика

Наличие умений усиливает эмоциональный настой учащегося

Творчество способствует позитивному настрою на процесс учения

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше об экологии

Современные теории получения экологически чистой энергии
Человечество потребляет для своих нужд громадное количество энергии, и потребности в ней пока увеличиваются вдвое каждые 25 лет. За девяносто лет, прошедших с начала прошлого века, энергопотребление выросло более чем в 12 раз. Соответственно выросла и до ...

Чернобыльская авария и ее последствия для экологии и здоровья населения
Спустя двадцать лет после чернобыльской аварии потребность в продолжении изучения ее серьезных последствий остается по-прежнему актуальной. Понятие «мирного атома» 26 апреля 1986 года исчезло в темном облаке над пылающим четвертым реактором Чернобыльской ат ...