Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования

1. Пользуясь экономическими картами районного атласа, определите индустриальную специализацию района.

2. Определите влияние хозяйства на состояние окружающей среды.

3. Используя атласы, постройте схематическую модель городского ландшафта.

4. Какие мероприятия, по вашему мнению, следует провести для улучшения окружающей среды в районе?

Содержание атласов дает возможность школьникам составлять и самостоятельно решать задачи экологического содержания, например:

- определите площадь озеленения района;

- вычислите плотность населения;

- определите, сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на каждого жителя района;

- какие следует принять меры по увеличению площади зеленой зоны?

В составлении и последующем решении подобных задач целесообразно использовать прием сравнения. Например: сравните долю озеленения района со средним показателем озеленения города. Сделайте вывод.

Учащимся предлагались также вопросы и задания, стимулирующие их самостоятельную работу:

1. Какие меры, по вашему мнению, могли бы улучшить транспортную ситуацию в районе?

2. Какие природные условия, на ваш взгляд, способствуют улучшению (ухудшению) состояния окружающей среды в районе?

3. Нанесите на контурную карту района главные источники загрязнения воздушного бассейна.

4. По картам атласа определите, существует ли связь между загрязнением почв и состоянием воздушного бассейна.

5. Определите потребность района в пресной воде, если известно, что суточная норма составляет около 400 литров на одного человека.

Работа с районными атласами предусматривает и практическую деятельность учащихся на местности. В качестве примера можно привести следующие задания:

1. Составьте план вашего микрорайона с указанием зеленых зон.

2. Нанесите на контурную карту главные водоемы района.

3. Как используются эти водоемы в городском хозяйстве?

4. Определите по атласу, какие объекты на территории вашего района являются объектами природного и культурного наследия, и нанесите их на контурную карту.

5. Составьте маршрут экологической тропы и опишите его объекты.

6. Возьмите пробы снега в разных частях района. Из растопленного снега выделите твердый осадок, пропустив талую воду через водопроницаемую ткань. Сравните количество твердого осадка в разных частях района. Результаты сверьте с картой загрязнения почв района.

Использование эколого-краеведческих атласов предусматривает составление школьниками графиков, диаграмм, расчетов показателей состояния окружающей среды. Как показал опыт учителей, создание и последующая работа с районными атласами, способствует совершенствованию картографической грамотности школьников, стимулирует их самостоятельное изучение своей «малой родины».

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 

Немного больше об экологии

Поиск и характеристика фильтрующих материалов для очистки вод
Философ: «Что в мире стоит дороже всего?» Историк: « Глупость!» Философ: «Согласен!» На каких фильтрующих материалах строить концепцию очистки воды является стратегической, фундаментальной задачей. В этом вопросе ошибка дорого стоит, а поэтому наша задача в ...

Последствия разрушения озонового слоя.
Считают, что уже в 1973 году фреонами был разрушен 1% озонового слоя, к 2000 году будет разрушено 3% , а к 2050 году-10%. Разрушение озонового слоя особенно значительно над полюсами Земли и в зонах полета космических аппаратов и сверхзвуковой авиации. Особенно опасны д ...