Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования

Все это позволяет раскрыть механизм возникновения экологических проблем и ситуаций как результат взаимодействия человека и природы, при котором суммарная антропогенная нагрузка превышает потенциальные возможности природных ландшафтов и их способность к саморегуляции (самоочищению, самовосстановлению и т.п.). Пространственный анализ экологических ситуаций, включающий совокупность аналитических методов определения территориальной дифференциации отдельных экологических проблем и их региональных комбинаций, дает возможность установить также степень опасности экологической обстановки на той или иной территории.

В основу такой оценки положен антропоцентрический принцип. В качестве критериев оценки использованы данные о негативных последствиях тех изменений природной среды, которые фиксируются по их влиянию на здоровье человека, на сохранность природно-ресурсного потенциала и на генетическую целостность ландшафта. Уровень остроты экологической ситуации определяется сочетанием отдельных экологических проблем на территории (метод комбинаторики), при котором наибольшее значение придается показателям загрязнения среды, как наиболее опасным для здоровья человека, а затем показателям нарушения или деградации отдельных природных компонентов и ландшафта в целом.

Таким образом, в работах школы экодиагностики обосновано формирование нового раздела тематического картографирования (комплексного и синтетического по своей сути) - создание карт экологических ситуаций, ставящего своей целью выявление и локализацию в пространстве свойств среды, негативных с точки зрения существования человека. Принципиальное отличие и новизна таких экологических карт состоит в том, что выделяемые ареалы экологических ситуаций представляют собой картографический синтез реальных контуров природных ландшафтов, видов использования земель, плотности населения, а также ареалов проявления отдельных экологических проблем. Б.И. Кочуровым разработана классификация экологических карт с учетом экологических ограничений и требований.

В то же время существуют очевидные расхождения в подходах к классификации карт экологического содержания.

На наш взгляд карты экологического содержания могут быть классифицированы применительно к школьному курсу географии (рис. 5).

Эколого-географические карты

Карты современного использования территории

Карты населения

 

Карты природы:

1. Природно-ландшафтной дифференциации

2. Отдельных компонентов природы

3. Экологически значимых свойств ландшафтов

Карты изменения природы:

1. Загрязнения

2. Деградация

3. Нарушения

4. Истощения

Экологические и ресурсно-хозяйственные требования к качеству среды

Карты демографические и этнографические:

1. Плотности населения

2. Урбанизация

3. Медико-географические

4. Истории освоения территории

5. Этнографических особенностей

Карты экологических ситуаций и отдельных экологических проблем

Карты социально экологических последствий

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше об экологии

Влияние автотранспорта на биосферу
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным ...

Структура Лицея как пример экологической популяции
Нет ни одного человека, который полностью был бы похож на другого. Изучать его, наверное, самое интересное и самое трудное. Но человек живет не один: он живет в обществе, где существуют определенные нормы, объединения, которые способствуют становлению личности. При ...