Средства наглядности в экологической подготовке учащихся

5. Использование на уроке элементов медиаобразования, что дает дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их речи, мышления, творческих и коммуникативных способностей.

Анализ исследований в области теории и практики использования аудиовизуальных средств в экологическом образовании позволил сформулировать условия, при которых средства обучения позволяют усилить экологическую направленность школьного курса географии. К этим условиям относятся следующие:

1. Отбор аудиовизуальных средств, производимый, исходя из:

- согласованности по содержанию, соответствия учебно-воспитательным задачам урока, экскурсии, курса в целом;

- дидактических функций каждого из средств обучения;

- учета эргономических и эстетических показателей (доступность, наглядность, привлекательность, комплексность, простота и удобство пользования);

- возрастных особенностей школьников.

2. Применение аудиовизуальных средств экологической наглядности на уроках географии целесообразно, если конкретные средства обучения:

- располагают значительным потенциалом в раскрытии вопросов экологического характера, если они способствует развитию мировоззрения школьников и усвоению теоретического учебного материала, на базе которых формируются экологические знания;

- сложен для усвоения учащимися, поддается раскрытию на образном языке визуальной информации, то есть раскрывается главным образом через зрительный ряд;

- актуален и является новым, требующим оперативной доставки» и обсуждения на уроке.

3. Методика использования аудиовизуальных средств по экологии и географии включает в себя:

- четкое определение учебно-воспитательной задачи, по применению конкретных средств;

- акцентирование внимания учащихся на восприятие новой информации;

- применение аудиовизуальной информации для установления причинно-следственных связей, обоснование сущности изучаемых экологических явлений и процессов;

- организация деятельности учащихся, способствующей обобщениям мировоззренческого характера;

- создание эмоционального настроя, способствующего возникновению у учащихся интереса к изучению нового материала.

В психолого-педагогической структуре урока географии с использованием комплекса аудиовизуальных средств экологического содержания условно можно выделить следующие этапы:

- ориентировочно-мотивационного синтеза (актуализация, создание ориентира действий в условиях применения разных источников информации);

- содержательно-информационного синтеза (фактов, факторов, понятий, закономерностей, теорий);

- операционно-деятельностного синтеза (умений и навыков);

- коммуникативно-речевого синтеза (терминов, смысловой связки);

- ценностно-ориентационного синтеза (знаний о ценностях, характерных для разных форм общественного сознания).

Каждый этап отражает общее и особенное в организации познавательной деятельности. Выявление этих этапов уроков, на которых используются аудиовизуальные средства, позволяет более эффективно анализировать деятельность учащихся, исходя из функциональных особенностей этих средств обучения. Развитие содержательно-операциональных и ценностномотивационных аспектов деятельности по применению аудиовизуальных средств экологического содержания способствует формированию у учащихся экологических знаний и умений делать обобщения мировоззренческого характера.

По мнению М.И. Колпаковой [142], система аудиовизуальных средств экологической наглядности в школьном курсе географии должна состоять из следующих структурных элементов:

1. Средства, способствующие формированию зрительных образов природных объектов и явлений;

2. Средства, иллюстрирующие процессы взаимодействия природы и общества;

3. Видеоматериалы, моделирующие и демонстрирующие примеры опыта природосообразной деятельности.

Используемые средства экологической наглядности не должны замыкаться только на проблемах изменения природы человеком. Большой воспитательный потенциал содержат в себе средства наглядности, отражающие красоту естественного ландшафта, памятники истории и культуры и способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

По нашему мнению, следует особо подчеркнуть значение таких средств, как аэрокосмическая фотоинформация, учебные модели географических объектов, учебная мультипликация.

Созданные нами локальные эколого-краеведческие комплексы (атлас, рабочая тетрадь, учебные материалы) как учебные модели, так и аэрокосмическую фотоинформацию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше об экологии

Нормативная документация
В настоящее время мировым сообществом выработаны общие принципы обеспечения безопасности АС. Они универсальны для всех типов реакторов, хотя и существует необходимость их адаптации к проектным или эксплуатационным особенностям конкретных реакторных установок. Эти принципы ...

Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях
По состоянию на конец 1980-х гг. численность балобана в европейской части России оценивалась в 120 - 150 пар, 80% из которых обитало между Волгой и Уралом (Галушин, 2001). В этой статье мы будем говорить о регионе, который занимает восток Русской равнины (все Ср ...