Система экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-контрольными методами

Основные преимущества и вместе с тем слабые моменты эмиссионных платежей как ведущего элемента экономического механизма охраны окружающей среды следующие:

Преимущества:

§ высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;

§ способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, а там самым и к научно-техническим инновациям;

§ усиливают гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;

§ способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных экологических ресурсов для будущих поколений;

§ обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования

Недостатки и слабости:

§ сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;

§ высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей;

§ риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек.

В современный период «доводка» инструментов экологического управления осуществляется с учетом их сильных и слабых сторон. Для многих стран при этом характерны следующие тенденции.

Переход от механического противопоставления административно-контрольных и экономиче­ских инструментов управления к их совместному применению с учетом того, что природа многих из них двойственна (например, штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение среды, являющихся по сути административными инструментами, но обосновываемых с эколого-экономичёских пози­ций, с учетом экономического ущерба, наносимого несанкционированной хозяйственной деятельно­стью окружающей среде). Далее, применение любых управленческих рычагов требует их «прописы­вания» в законе и контроля за соблюдением со стороны государства. Они предполагают существова­ние властных структур (бюрократии) для введения их в действие и в то же время изменяют стимулы, проистекающие от иен и воздействующие на рыночное поведение хозяйствующих субъектов, хотя и различными способами. Иными словами, и административные и экономические инструменты не «за­пускаются» автоматически, требуя соответствующей институциональной, политической, культурно-образовательной и т.п. среды.

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше об экологии

Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях
По состоянию на конец 1980-х гг. численность балобана в европейской части России оценивалась в 120 - 150 пар, 80% из которых обитало между Волгой и Уралом (Галушин, 2001). В этой статье мы будем говорить о регионе, который занимает восток Русской равнины (все Ср ...

Биогаз и греет и варит
В последнее время всё большее внимание привлекают нетрадиционные - с технической точки зрения - источники энергии: солнечное излучение, морские приливы и волны и многое другое. Некоторые из них - например ветер - находили широкое применение и в прошлом, а сегодня п ...