Система экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-контрольными методами

Основные преимущества и вместе с тем слабые моменты эмиссионных платежей как ведущего элемента экономического механизма охраны окружающей среды следующие:

Преимущества:

§ высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;

§ способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, а там самым и к научно-техническим инновациям;

§ усиливают гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;

§ способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных экологических ресурсов для будущих поколений;

§ обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования

Недостатки и слабости:

§ сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;

§ высокая чувствительность к инфляционным процессам, требующая постоянной корректировки уровня платежей;

§ риск снижения конкурентоспособности продукции, в том числе на международных рынках, вследствие относительно высоких совокупных экологических издержек.

В современный период «доводка» инструментов экологического управления осуществляется с учетом их сильных и слабых сторон. Для многих стран при этом характерны следующие тенденции.

Переход от механического противопоставления административно-контрольных и экономиче­ских инструментов управления к их совместному применению с учетом того, что природа многих из них двойственна (например, штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение среды, являющихся по сути административными инструментами, но обосновываемых с эколого-экономичёских пози­ций, с учетом экономического ущерба, наносимого несанкционированной хозяйственной деятельно­стью окружающей среде). Далее, применение любых управленческих рычагов требует их «прописы­вания» в законе и контроля за соблюдением со стороны государства. Они предполагают существова­ние властных структур (бюрократии) для введения их в действие и в то же время изменяют стимулы, проистекающие от иен и воздействующие на рыночное поведение хозяйствующих субъектов, хотя и различными способами. Иными словами, и административные и экономические инструменты не «за­пускаются» автоматически, требуя соответствующей институциональной, политической, культурно-образовательной и т.п. среды.

Перейти на страницу: 1 2 

Немного больше об экологии

Основные вредные и опасные производственные факторы
На человека в процессе его тру­довой деятельности могут воз­действовать опасные (вызыва­ющие травмы) и вредные (вызы­вающие заболевания)производ­ственные факторы. Опасные и вредные производственные фак­торы подраз­деляются на четыре группы: физические,химические,био ...

Концепция В. И. Вернадского о биосфере и феномен человека
Мы живем в исключительное время в истории нашей Биосферы, в психозойскую эру, когда создается из нее новое состояние — ноосфера и когда геологическая роль человека начинает господствовать в биосфере и открываются широкие горизонты для его будущего развития. В.И.В ...