Система ресурсных и эмиссионных платежей

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две ос­новные разновидности: 1) лесные подати; 2) арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. Отметим сразу, что в России пока преобладают среднесрочные дого­воры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участ­ков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установле­нии ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступа­ют в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финан­сирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ре­сурсов. Однако поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси­рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ре­сурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного приро­допользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены пла­тежи за животный мир. Кроме того, Федеральным законом «О плате за пользование водными объ­ектами» (1998) расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду. В настоящее время пла­та взимается за:

§ в водные объекты. забор воды из водных объектов;

§ удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

§ использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений. установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;

§ осуществление сброса сточных вод

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бас­сейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Прави­тельством РФ. Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников 1тыс.м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0-176,0 руб. На этой основе законо­дательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются кон­кретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объ­ектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до платель­щиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и админи­стративных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и не­драми, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъ­екта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не ме­нее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объ­ектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше об экологии

Роль особо охраняемых объектов в сохранении биоразнообразия
Большая часть биологического разнообразия Земли содержится в природных экологических системах лесов, саванн, выпасов и пастбищ, пустынь, тундр, рек, озер и морей. Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени р ...

Методы биоиндикации
Оценка качества воды водоемов и водотоков может быть проведена с использованием физико-химических и биологических методов. Биологические методы оценки - это характеристика состояния водной экосистемы по растительному и животному населению водоема. Любая водная эк ...