Система ресурсных и эмиссионных платежей

2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды

В России взимается плата за следующие виды загрязнений[3]:

§ выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

§ сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

§ размещение отходов.

Эмиссионные платежи выполняют следующие основные функции:

§ являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;

§ служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;

§ стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиции, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий нормативами и существованию жестких санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды (при соблюдении экологических нормативов предприятия вносят платежи по базовым ставкам, а сумма платежей включается в себестоимость; при нарушении экологических нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти), и эта часть платежей компенсируется за счет прибыли предприятия-загрязнителя среды).

Данный порядок взимания платежей может быть проиллюстрирован следующим образом :

Рис. Порядок применения эмиссионных платежей в России.

Здесь pi

- базовая ставка эмиссионного платежа по i

-му виду загрязняющего вещества, входя­щему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологиче­скими органами;

k

pi

- «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k

- повы­шающий коэффициент (как правило, в пределах пяти единиц);

ni

- установленный предприятию норматив допустимого выброса i

-го вредного вещества;

fi

- фактический выброс i

-го вредного вещества.

Заштрихованный прямоугольник показывает сумму средств, которую предприятие оплачива­ет при соблюдении экологических нормативов и которая включается в издержки его производства. Прямоугольник (а

) соответствует средствам, вносимым предприятием из прибыли при несоблюдении установленных нормативов выброса.

Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизован­но Федеральным Правительством. Далее эти нормативы уточняются с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных платежей для пред­приятий-загрязнителей определяются в регионах (субъектах Федерации) соответствующими органа­ми исполнительной власти и территориальными органами экологического контроля. В случае реали­зации предприятием согласованных с региональными органами экологического контроля природо­охранных инвестиций соответствующие затраты могут быть зачтены путем сокращения суммы вно­симых им эмиссионных платежей.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмисси­онных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологи­ческого контроля[4]. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Эмиссионные платежи служат реализации важнейшего принципа современной экологической по­литики: загрязнитель - платит. Они призваны обеспечить экономическую ответственность предприятий-природопользователей за загрязнение окружающей среды и стимулировать проведение ими уп­реждающих природоохранных мероприятий. Реализация этого требования возможна при установле­нии эмиссионных платежей на уровне, при котором предельные экологические затраты балансируются с предельным ущербом от загрязнения среды, предотвращаемым вследствие этих затрат.

Однако на практике в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Ос­новными причинами являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение соответствующих компаний и массовые увольне­ния; опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводите­лей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек»; просто тот факт, что охрана окружающей среды не стала в той или иной стране одним из обществен­ных приоритетов. В случае занижения эмиссионные платежи не способны выполнить в полном объе­ме свойственные им функции и посылать рыночным субъектам правильные экономические сигналы, предопределяя их ориентацию на проведение адекватных экологических мероприятий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше об экологии

Нитраты, природа и человек
Нитраты (соли азотной кислоты) – один из элементов питания растений. Их содержание в овощах зависит более чем от 20 самых важных факторов, половиной из которых можно управлять. К основным факторам, вызывающим накопление нитратов в овощах, относятся биологические ос ...

Характеристика загрязнения атмосферы
количество примесей. поступающих от естественных и антропогенных источников. К числу примесей. выделяемых естественными источниками. относят: пыль (растительного. вулканического. космического происхождения. возникающая при эрозии почвы. частицы морской соли ); тума ...