Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги

1. Финансирование природоохранных мероприятий

Финансы как инструмент экологического управления представляют собой систему отношений по формированию и расходованию фондов денежных средств, обслуживающих процессы охраны и вос­производства природных ресурсов и поддержания на должном уровне экологической безопасности. В любой стране финансы имеют довольно сложную структуру, объединяя фонды денежных средств, образуемых на общенациональном, региональном, местном уровнях, а также на предприятиях-природопользователях.

Финансы неразрывно связаны с деятельностью государства по регулированию экономики, с обра­зованием и расходованием средств различных бюджетов. В России в соответствии с федеративным государственным устройством формируются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федера­ции, а также местные бюджеты. Доходная часть бюджетов всех трех уровней образуется пре­имущественно за счет налогов. Во многих странах налоговой системе принадлежит важная роль в деле как финансирования, так и стимулирования природоохранных мероприятий. Кроме того, обес­печению природоохранной деятельности необходимыми денежными средствами также может слу­жить система кредитования, в том числе предоставление кредитов на льготных условиях (так назы­ваемые «мягкие» займы), беспроцентные ссуды, гранты и т.п.

Современная система финансирования природоохранной деятельности в России в качестве основ­ных элементов включает:

§ фонды охраны природы (экологические фонды), формируемые на общефедеральном уровне, уровне субъектов федерации и местном уровнях в составе соответствующих бюджетов и образую­щиеся в основном за счет аккумулирования платежей за загрязнение окружающей среды;

§ фонды воспроизводства природных ресурсов (фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд восстановления и охраны водных объектов и фонд управления, изучения, сохранения и воспро­изводства водных биологических ресурсов), образующиеся на уровне Федерации и субъектов Феде­рации в составе соответствующих бюджетов за счет аккумуляции соответствующих платежей (за пользование недрами, водными объектами, водными биологическими ресурсами);

§ бюджетные источники, за счет которых финансируются федеральные, региональные и местные экологические программы, природовосстановительные мероприятия по ряду отраслей, включая лес­ное, водное хозяйство, содержание особо охраняемых природных территорий, а также обеспечивает­ся система органов экологического контроля и управления;

§ кредитные ресурсы как отечественных, так и международных (в частности, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др.) банковских учреждений, участвующих в креди­товании инвестиционных природоохранных проектов;

§ страховые фонды, как аккумулированные в бюджетах, так и образующиеся у страховых компа­ний, страхующих экологические риски, связанные с аварийным загрязнением природной среды;

§ средства международных финансовых фондов и программ, предоставляемых для финансовой поддержки решения приоритетных экологических проблем, как правило, в виде грантов и субсидий (примером может служить финансовая поддержка формирования Местной повестки дня-21);

§ специализированные фонды охраны (либо амортизационные фонды) предприятий-природопользователей, направляемые на экологическую модернизацию производства, реализацию инвести­ционных природоохранных проектов и т.п.

Таким образом, для ныне действующей в России системы финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий характерны:

§ наличие многих источников, что призвано усилить ее надежность и устойчивость, имеющих важное значение в условиях реформирования экономики и сохранения кризисных тенденций;

§ относительно высокий удельный вес бюджетного финансирования, проявлением чего, в частности, служит консолидация в бюджетах, ранее бывших внебюджетными, специализированных фондов воспроизводства природных ресурсов и экологических фондов.

Существенная роль бюджетного финансирования природоохранной деятельности обеспечивается тем, что в федеральном бюджете аккумулируются:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экологии

Черноземы
ЦЧЭР, занимающий центральное положение в черноземной зоне Русской равнины, богат плодородными землями и является одной из главных житниц страны. Свыше 80% его территории занимают черноземы, на которых выращивается значительное количество зерна, сахарной свеклы, под ...

Оценка радиационной опасности трития от различных ядерных объектов (Предприятия Маяк, АЭС и ядерных хранилищ)
Установлено, что удельный вклад поступления трития с вдыхаемым воздухом и через кожные покровы составляет 15-20% от дозы, обусловленной фактическим содержанием трития в организме. С продуктами питания и питьевой водой поступает 80-85% этого радионуклида, обладающего ...