Охрана окружающей среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог.

В зонах, прилегающих к автомобильным дорогам, особенно с интенсивным движением, существенно ухудшаются условия существенно растительности и животных и, наконец, человека.

Чтобы не допустить дальнейшего расширения отрицательного воздействия автомобильных дорог на окружающую их среду, необходимо чётко представлять себе все возможные направления этих воздействий и уметь давать им качественную и количественную оценку. Необходимо, чтобы во всех проектах автомобильных дорог (технических, проектах организации и производства работ, проектах содержания дорог) всегда были тщательно разработанные разделы охраны окружающей среды. При реконструкции автомобильных дорог старые дорожные одежды рекомендуется разбирать, а материалы использовать повторно, в том числе перерабатывать и использовать цементо- и асфальтобетоны. Спрямлённые участки дорог следует рекультивировать и возвращать землевладельцам. Технологические решения при строительстве дорог должны предусматривать ущерба окружающей среде и обеспечение устойчивого состояния природного баланса при выполнении работ, которые могут вызвать изменение инженерно-геологических и экологических условий. Не допускается повреждение растительного и дерново-почвенного покровов, выполнение планировочных и мелиоративных работ за пределами территорий, отведённых для строительства дороги. Все повреждения, нанесённые природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянок машин, складирования материалов и т. п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию. При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм предельно допустимого загрязнения атмосферы, воды, ограничения шума, вибрации и других видов вредных воздействий на природную среду. Почвенно-растительный покров является национальным достоянием, поэтому удаляемый с полосы отвода или с поверхности резервов плодородный слой почвы, а также мохорастительный покров в районах вечной мерзлоты в целях последующего использования для рекультивации следует складировать в специально отведённых местах. После окончания работ временно занимаемые земли, в том числе подъездные пути, должны быть восстановлены в соответствии с проектом рекультивации.

Верхний почвенно-растительный слой, богатый гумусом, является национальным богатством, поэтому при строительстве автомобильных дорог его необходимо снимать, хранить, а затем использовать при воспроизводстве биологических ресурсов. Почвенно-растительный слой снимается на всю ширину земляного полотна между внешними бровками боковых резервов. Если земляное полотно проходит в выемках, то плодородный гумусированный слой снимается между внешними бровками откосов, при устройстве нагорных и водоотводных канав – на их ширину поверху.

Концентрация токсичных веществ, выделенных автомобилями, зависит не только от их количества, но и от дорожных, топографических и метеорологических условий. Дорожные условия – категория дороги, характер и интенсивность движения, ширина проезжей части, величина продольного уклона и радиусов горизонтальных кривых, наличие видимости на последних, тип поперечного профиля (выемка/насыпь), наличие перекрёстков, развязок, придорожной растительности, зданий и т. д. Топографические условия определяются рельефом местности, метеорологические – направлением и скоростью ветра, температурой и влажностью воздуха, интенсивностью солнечной радиации, стабильностью погоды (атмосферной устойчивостью, степенью турбулентности воздуха в приземном слое, частотой возникновения и видом температурных инверсий и т. д.).

При массовых работах по строительству асфальтобетонных бетонных покрытий в атмосферу выбрасывается большое количество других токсичных углеводородов. Эффективным методом снижения количества выбросов углеводородов является замена битумов при производстве асфальтобетона битумными эмульсиями. Подобным образом в США при реконструкции сети дорог протяжённостью 21,4 тыс. км выброс углеводородов в атмосферу был снижен на одну тысячу тонн. Всё большее распространение для укрепления грунтов и некондиционных каменных материалов, приготовлении пластбетонов, заполнения швов в цементобетонных покрытиях и т. д. Находят применение различные синтетические смолы (эпоксидные, фенол-альдегидные, фенол-формальдегидные), составляющие которых являются токсичными веществами. При дорожных работах компоненты стекают с земляного полотна на прилегающую местность, загрязняя почву, грунтовые и поверхностные воды; испаряясь, загрязняют атмосферу. Их концентрации в воздухе, водоёмах и почве нормированы ПДК.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экологии

Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду
Данная работа состоит из трёх частей: 1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду. 2. Формирование системы управления экологической безопасностью в Р. Ф. 3. Практическое задание Во—первых, в первой части, мы ...

Биосферный уровень и его экология
Сегодня наиболее общепризнанной, особенно в отечественной науке, является та система взглядов на биосферу, которую создал В.И. Вернадский, и которая широко вошла в историю науки как “учение о биосфере Вернадского. Однако прежде, чем рассматривать концепцию Верна ...