Лекции по Концепциям Современного Естествознания (КСЕ)

· Теоретические прикладные направлены на изучение научно-теоретических вопросов (Физика металлов, физика полупроводников).

· Практические прикладные направлены на решение прикладных задач (Металловедение, полупроводниковая технология).

·

Прикладная наука выгоднее в плане субсидирования – даёт относительно быстрый оборот денег, поэтому субсидирование коммерческое тоже. Фундаментальные науки субсидируются только государством из-за больших сроков обращения (20, 50, 100 лет).

Сокращаются расходы на фундаментальные исследования.

Фундаментальные проблемы – проблемы, возникающие внутри самой науки, и разработка этих проблем поднимает науку на более высокий уровень развития, но извне может не требоваться.

Прикладные науки – основанные на требованиях извне.

Только фундаментальные исследования двигают науку вперед.

От государства выдвигается требование к фундаментальным наукам:

· Поддержка высокого уровня знаний в данной области науки.

Естествознание и религия – борьба духовное лидерство. Борьба исторически принимала очень жестокие формы. Преподавателями до XVI века были священнослужители. Первые светские преподаватели – Дарвин, Ломоносов.

В XVII веке церковь уничтожила более 50000 «еретиков» - ведьм, учёных (алхимиков, астрономов).

Атеисты считают, что наука и религия несовместимы.

Наука и религия идут параллельно, у них разные объекты исследования.

Религия – это вера, объект – душа человека, поэтому обращена она внутрь человека.

В науке же объектом является реальный мир.

Требуется, чтобы церковь была отделена от управления государством.

У любого учёного, даже атеиста, есть вера, вера в то, что он делает, интуиция.

Суеверия не соотносятся ни с теологией, ни с наукой. Религия изучает догмы, не имеющие развития, в отличие от науки, которая ищет опытным путём и не основывается на вере, на догмах. Суеверия – остатки мистических и мифологических представлений, язычества.

Естествознание и философия.

Философский принцип – относительный характер понятий, законов, теорий всех наук, изучающих природу и общество.

Философское изучение мира в целом. Философские утверждения незыблемы и неопровержимы. Пример: В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Философия не требует эксперимента.

Основные законы природы связывают естествознание с философией:

· Причинно-следственная связь явлений.

· Любая научная истина относительна, но содержит элемент абсолютного.

· Закон перехода из количества в качество.

02 лекция

Предмет естественнонаучного познания и его методы.

Предмет естественнонаучного познания – постижение истины.

Предела для естественнонаучного познания не существует, то есть, процесс познания для человека развивается постоянно.

Истина – это правильное, адекватное отражение объективной действительности в сознании человека.

Поэтому любая истина объективна, то есть, не зависит от человека.

Качества:

  1. Истина относительна, то есть, она отражает объект или явление природы только на данном этапе развития науки. Но любая относительная истина содержит элемент абсолютной, иначе наука не двигалась бы вперед.
  2. Истина всегда конкретна. Знания об объекте относительны к определенным условиям его существования.

Критерий истины – практика и эксперимент. Если научная теория подтверждена практикой, то такая теория истинна. Практика включает производительную деятельность!

Практика – движущая сила научного познания. Она не даёт науке оторваться от реальности.

Все научное знание, как и истина, всегда относительно, то есть, абсолютного знания не существует.

Задача любого учёного – расширить интервал адекватности.

Методы естественнонаучного познания.

Метод – это совокупность действий и приёмов, с помощью которых достигается желаемых результат. Научный метод – это инструмент для получения научных результатов.

На каждом уровне научного познания свой метод:

· Эмпирический метод – наблюдение, измерение, эксперимент.

· Теоретический метод – построение моделей, вывод теорий, аксиома гипотеза.

Приёмы:

· Анализ (От общего к частному)

· Синтез (От частного к общему)

· Абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта.

· Индукция – вывод общего на основе частного.

· Дедукция – выделение частного из общего.

· Классификация – разделение объектов на группы по определенным признакам.

· Математические приемы (в частности, статистические).

Применение математики в естествознании.

Формализация – это использование специальной символики, которая заменяет конкретные реальные объекты. Формализация в естествознании – математическое описание объектов и явлений.

Краткость, чёткость, компактность записи, информация в виде математических уравнений.

E=mc2

Формализация является методом теоретического познания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше об экологии

Один день в саванне
Кто с детства не мечтал о приключениях. А ведь даже сегодня наша планета не вся еще пройдена и открыта. По крайней мере, для многих. Еще можно, если очень захотеть, совершить абсолютно необычное путешествие. Получить не просто дозу адреналина, а совершенно новые ощ ...

Состав природных вод
ВОДНАЯ СРЕДА. Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды в основном сосредоточены в океане, содержанием 1 млрд. 375 млн. кубических километров--около 98% всей воды на Земле. Поверхность океана (акватория) составляет 361 млн. ква ...