Сущность и методологическая основа экологического предпринимательства.

Развитие эколого-ориентированного бизнеса может позволить существенно изме­нить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и ис­пользование природных ресурсов. Очевидно, что нельзя решить экологические проблемы, выйти на устойчивый тип развития без общего улучшения экономического положения страны, эффективной макроэкономической политики.

На ухудшение экологической ситуации влияет ряд экономических и юри­дических факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия:

- макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию

природных ресурсов;

- инвестиционная политика, ориентированная на развитие

ресурсоэксплуатирующих секторов экономики;

- неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс,

сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.);

- несовершенное законодательство;

- неопределенность прав собственности на природные ресурсы;

- отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической

стратегии, недооценка устойчивого развития;

- инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики препятствуют реализации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов;

- природно-ресурсный характер экспорта;

- существование действенного стимула в виде получения значительной и

быстрой прибыли от переэксплуатации и/или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес, руды и пр.) и т.д.

Сейчас самым важным является создание государством посредством эффективных, косвенных и прямых, экономических инструментов и регуляторов благо­приятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. Экологическая ситуация, сложившаяся в современной России, тесным образом связана со сложным положением в экономике и развитии производственной сферы. Основой устойчивого развития общества, страны в целом, является стабильное развитие отдельных субъектов — предприятий. Под устойчивым, по трактовке министра Минприроды РФ В.И.Данилова-Данильяна, следует понимать такое развитие общества, при котором не разрушается его природная основа. Иными словами, все то, что человек берет от природы, должно быть в природе сохранено. Политика развития общества в гармонии с окружающей средой становится сегодня высшим приоритетом мирового сообщества. Развитие экологоориенитрованного бизнеса может существенно изменить экологическую ситуацию в России, решить проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. Именно предпринимательство, в т.ч. малое, становится основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития. Здесь важная роль отводится созданию и развитию научно-производственных, научно-внедренческих предприятий экологического профиля, предлагающих такие услуги, как экологический аудит, экологический консалтинг (в т.ч. по вопросам экологической политики предприятий в соответствии с требованиями стандартов ИСО 14000, развития систем государственной стандартизации, метрологии и сертификации), а также разработку и промышленное внедрение современных высокоэффективных природоохранных технологий и оборудования для их реализации. В статье 14 Федерального закона об охране окружающей среды от 10.04.2002 сказано о экономических методах в области охраны окружающей среды. К экономическим методам в области охраны окружающей среды относятся: разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части определения затрат на осуществление мероприятий в области охраны окружающей среды с учетом изменения экологической ситуации; разработка федеральных целевых программ в области экологического развития Российской Федерации и программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; планирование, разработка и проведение мероприятий в области охраны окружающей среды в целях предотвращения причинения экологического вреда; взимание платы (с учетом своевременной индексации) за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду и лимитов на размещение отходов, и других видов негативного (вредного) воздействия на окружающую среду; установление дифференцированных размеров платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду с учетом установленных нормативов и лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в зависимости от степени этого воздействия и нормативов лимитов на размещение отходов, а также с учетом географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации; введение и реализация системы залоговой стоимости на продукцию, в том числе тару и упаковку, в целях финансирования их сбора и переработки после окончания срока их эксплуатации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка экологического предпринимательства и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды. Более подробно о экологическом предпринимательстве говорить статья 18 этого же закона: Экологическое предпринимательство 1. Отношения в области экологического предпринимательства строятся на основе государственной поддержки и государственных гарантий экологического предпринимательства, и регулируются соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется путем: формирования рынка товаров и услуг природоохранного назначения для государственных нужд (государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения); и иными мерами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Немного больше об экологии

Охрана почв
Земля всегда занимала главенствующее место среди национальных богатств любого государства. Ниже в таблице приведены данные о почвенных ресурсах планеты, о распространении различных типов почв. Здесь же приведены данные и об их хозяйственном освоении. В зависимости ...

Биосферный уровень и его экология
Сегодня наиболее общепризнанной, особенно в отечественной науке, является та система взглядов на биосферу, которую создал В.И. Вернадский, и которая широко вошла в историю науки как “учение о биосфере Вернадского. Однако прежде, чем рассматривать концепцию Верна ...