Организация охраны природы

.1. Национальные органы

Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рации,нальное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.

Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

В статье 42 : "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями."

Статья 58 гласит об обязанностях: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ "Об охране окружающей природной среды", введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.

Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.

Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным органам относятся : Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят : Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

- определение основных направлений охраны окружающей среды;

- учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;

- учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

- координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;

- координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;

- государственный экологический контроль;

- разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;

- организация сбора и обезвреживания отходов;

- организация особо охраняемых территорий;

- организация экологического воспитания и образования;

- обеспечение населения экологической информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

- комитет РФ по геологии и использованию недр;

- комитет РФ по земельным ресурсам;

- комитет РФ по рыболовству;

- комитет РФ по водному хозяйству;

- департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;

- федеральная служба геодезии и картографии России;

- федеральная служба лесного хозяйства России;

- федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Оценка загрязнения атмосферного воздуха создаваемого деятельностью локомотивного депо станции Перерва
Взаимосвязь экономики и экологии должна опираться на результаты комплексного анализа всей совокупности показателей научно-технического прогресса во всех отраслях рыночной экономики. Комплексный анализ необходим, чтобы четко определить реальные затраты на создание с ...

Экологические проблемы лесов и других биологических ресурсов
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совмест ...