Практика - путь формирования устойчивых принципов экологического сознания будущего эколога

Нынешнее поколение вступает в жизнь в эпоху не только бурного развития науки и техники, а и негативных последствий научно-технической революции при наблюдающемся демографическом взрыве. Неконтролируемый рост населения Земли, численность которого уже превосходит критическую точку, все большее загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы, накопление огромных объемов отходов антропогенной и техногенной деятельности при одновременном истощении большинства полезных природных ископаемых и ресурсов привели к развитию глобальной экологической катастрофы. Биосфера сегодня уже не в состоянии саморегулироваться и самовосстанавливаться – она все дальше активно деградирует.

Для выживания в сложившейся ситуации Человеку нужно коренным образом изменить свои взгляды на жизнь. Эра гуманности хороша только тогда, когда помощь другим слабым собратьям не приведет к уничтожению биологического вида “Homo sapiens”. Поэтому нельзя скатиться к уровню зверей, перейдя к внедрению правила силы: кто сильнее тот и выжил. В этих условиях человечеству необходима новая философия жизни, высокая экологическая культура и сознательность.

В общем виде под экологическим сознанием понимается массовая обеспокоенность населения состоянием окружающей природной среды, хотя более правильным было бы это называть осознанностью. Понимание экологической ситуации является элементом триединого процесса: восприятие - понимание – действие. При отсутствии всеобщего экологического мышления любая экономика, в том числе и рыночная, сведет на нет все природоохранные мероприятия, направленные на поддержание в биосфере биогеохимических функций, от которых зависит жизнь на Земле.

В современных условиях специалисты любого профиля уже не могут обойтись без, хотя бы, общего знакомства с фундаментальными законами экологии.

Согласно идеи о переходе всех государств на путь устойчивого развития, которая была декларирована на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 год), в основе этого процесса лежат согласование и гармонизация социальной, экономической и экологической составляющих нынешнего поколения, но не за счет будущих. Поэтому в триаде: человек – хозяйство – природа обобщается наряду с процессами выживания и воспроизведения генофонда наций, активизация каждого отдельного человека в обществе, ориентация на снижение уровня антропогенного влияния на природную среду и гармонизацию развития системы “человека в природе”.

Если нравственная личность занимает позицию уважения к природе, она принимает систему нормативных принципов и обязуется их соблюдать. Эти принципы включают как стандарты добродетельного характера так и нормы правильного поведения. Отношение уважения к природе воплощается или выражается в характере и поведении личности и закладывается с детства. В процессе взросления они только подвергаются небольшой корректировке.

Основными постулатами, выполнение которых характеризует человека как личность экологически воспитанную, являются: не вреди; не вмешивайся; не обманывай надежд; возмести ущерб.

Вместе с тем, когда мы говорим о духовно-нравственном аспекте экологического совершенствования человека, то имеем в виду отношение человека и общества не только к природе, но и к самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигнуть такого совершенства возможно при условии непрерывности цепочки: семья – детские учреждения – школы – вузы – организации общественные и государственные – предприятия – личность – общество.

Процессы экологического воспитания и образования неразделимы и находятся в постоянном взаимодействии, особенно при подготовке специалистов – экологов.

Экологическое образование в период перехода Украины к устойчивому развитию должно быть целостным в методологическом отношении, базироваться определенным образом на национальных традициях, обычаях и историческом опыте украинского народа, быть хорошо апробированном с философских и психолого-педагогических позиций.

Учебные и производственные практики играют важную роль для будущего инженера-эколога не только в плане применения и закрепления теоретических знаний, а в первую очередь, они направлены на воспитание внутренней установки и формирования устойчивых критериев экологического мышления, когда студент стремится познать природу, оценить свои действия и общества по отношению к последней.

Особенно остро проявляются такие ощущения, когда вплотную соприкасаешься с объектами и территориями, находящимися под охраной государства. В такие моменты осознаешь глубину декларируемых национальных приоритетов, таких как:

обеспечение надежной охраны и сохранения лесных, водных, земельных ресурсов;

способствование восстановлению экосистем и биологических видов, которые находятся на грани исчезновения;

сохранение биологического разнообразия региона, государства.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше об экологии

Популяция северных морских котиков на острове Тюлений
В природе каждый существующий вид представляет слож­ный комплекс или даже систему внутривидовых групп, которые охватывают в своем составе особей со специфическими черта­ми строения, физиологии и поведения. Таким внутривидовым объединением особей и является популяция ...

Мониторинг гидросферы земли
Водная оболочка Земли - гидросфера играет важнейшую роль в существовании биосферы и человека. В статье приводится описание организации и современных методов наблюдений за компонентами гидросферы в атмосфере, Мировом океане, на поверхности суши и ее водных объектах, ...