Традиционное природопользование, сохранение этнокультурного разнообразия в условиях социальных трансформаций

духовное освоение пространства через систему сакральных мест (официальных и неофициальных, и даже конфессионально разнородных), образующих ту систему координат, которая поддерживала духовные основы жизнеобеспечения каждой конкретной территории.

Таким образом, функции всех систем этого уровня, в конечном счете, сводятся к поддержанию эколого-демографического равновесия между ресурсами территории и воспроизводством на ней жизни и жизнедеятельности. Безусловно, важно исследование не просто отдельных систем, а фундаментальных взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни этноса.

Исследование социальных характеристик групп, осваивающих то или иное пространство, социально структурировано и в значительной степени символически освоено — это третий уровень. Формы и интенсивность этого освоения во многом определялись существующим природно-хозяйственным потенциалом территории, на которой формировались различные социо-культурные общности. Внутри третьего уровня можно выделить ряд подуровней.

1) Исследование групп, связанных с осознанием единства этноса, как социально-территориальной общности, являются одним из важнейших элементов для нормального функционирования всех вышеперечисленных уровней. Кроме того, с процессом самоидентификации связано формирование относительно стабильных стереотипов поведения (хозяйственных, социальных, этнических, конфессиональных), что, в конечном счете, обуславливает и формирование механизмов приспособления этносов и отдельных групп к окружающей среде.

2) Символическое освоение пространства, основу которого составляет мифопоэтическая традиция, определенные представления, присущие этносу. Этот подуровень определяет нормы социального, в первую очередь, трудового поведения, а также — структурирует систему разрешения "кризисных" ситуаций во взаимодействии человека и природы.

3) Социальные стереотипы поведения — эмоционально окрашенные и обладающие высокой степенью устойчивости схематические стандартизированные нормы взаимодействия человека и окружающей среды. Они выражаются в распределении социальных ролей, в морально-этических нормах отношения к трудовой деятельности и к ее результатам (трудолюбие, взаимопомощь, отношение к собственности и пр.)

Таким образом, все три уровня изучения традиционного природопользования образуют замкнутый, тесно взаимосвязанный цикл, позволяющий максимально приблизиться к познанию всего группового опыта этноса.

Важным методологическим положением является выбор объекта исследования традиционного природопользования. Наиболее перспективным в этом отношении является регион, что предполагает изучение культуры жизнеобеспечения в регионологическом аспекте, т. е. исследование функционирования социума любого порядка как социально-территориальной общности. Регион — это территория, необходимая для воспроизводства жизни и жизнедеятельности, которая поддерживается различного рода объективированными формами культуры, социальными связями и мировоззренческими представлениями различных социально-территориальных групп, населяющих его, а также — ритуальным наполнением этих представлений.

Особенности культуры любого социально-территориального образования представляют собой сочетание "общих" традиций, которые "поддерживают стабильность человеческих коллективов безотносительно к их локальной специфике", и "локальных", фиксирующих специфический жизненный опыт человеческих объединений и отражающих индивидуальные черты их исторических судеб и особых условий существования. Степень "общности" и "локальности" традиций может быть различной. Но именно их сочетание и определяет существование различных региональных культур и бесконечное культурное разнообразие человечества.

Таким образом, регион не представляет собой гомогенного социо-природного пространства, поскольку состоит из суммы локальных традиций. Различное сочетание видов традиционной хозяйственной деятельности внутри региона соответствует отдельным ареалам, которые можно обозначить как "локальные" традиции или социо-природные системы. Эти системы имели различный таксономический уровень, что определялось как субъективными факторами (самоидентификация, мировоззренческие позиции), так и некоторыми объективными условиями существования той или иной группы (природно-ресурсный потенциал).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экологии

Пестициды и удобрения. Их роль
Питание - это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития. С точки зрения практического растениеводства важнейшим средством улучшения питания сельскохозяйственных культур ...

Нитраты, природа и человек
Нитраты (соли азотной кислоты) – один из элементов питания растений. Их содержание в овощах зависит более чем от 20 самых важных факторов, половиной из которых можно управлять. К основным факторам, вызывающим накопление нитратов в овощах, относятся биологические ос ...