Деградация почвенных ресурсов и проблема их оптимизации

Для разработки новой стратегии природопользования, ориентированной на предотвращение экологического кризиса, адаптивных систем земледелия и землепользования, совершенствования работ по кадастру и мониторингу земель необходима достоверная комплексная информация о всех категориях их. Фундаментальной естественно-научной основой для получения такой информации о земле с присущим ей пространством, гидрогеолого-гео-морфологическими и климатическими условиями, почвенным и растительным покровом должна служить специальная синтетическая карта, контуры которой изображают ландшаф-тно-экологические выделы земель, сравнительно однородные по своим природным особенностям и одинаковые по направлению их сельскохозяйственного, лесохозяйственного, рекреационного и других видов использования. Для создания таких карт необходим анализ и синтез обширного природоведческого материала и соответствующая ландшафтно-экологичес-кая типология земель с выделением иерархической системы таксономических единиц.

С этой целью на основе обобщающей характеристики почвенно-географического пространства как многофакторной системы с учетом новых достижений учения о структуре почвенного покрова, учения о ландшафте в целом и принципов ландшафтно-типологичес-кого районирования, разработанного воронежскими ландшафтоведами во главе с Ф.Н. Миль-ковым, выполнена ландшафтно-экологическая типология земель. Земля понимается как многофакторное почвенно-географическое пространство с присущим ему определенным видом рельефа, грунтов, вод, климатических условий, почвенного и растительного покрова.

Разработанная ландшафтно-экологическая типизация земель создает научную основу для принципиально нового подхода к землеустройству сельскохозяйственных территорий с соблюдением оптимального соотношения площадей пашни, луга и воды, обеспечивающего охрану и воспроизводство производительной способности земель и ландшафта в целом. Она имеет существенное значение для земельного кадастра оценки земель, уточнения системы земледелия, для различных вариантов районирования и создания агроэкологичес-ких карт разного масштаба. Карты земель должны являться логическим завершением крупномасштабного почвенного картирования сельскохозяйственных угодий нашей страны.

Экологические проблемы, связанные с использованием земельных как и других природных ресурсов в Мире, возникли под влиянием глубокого внутреннего раскола естествознания на рубеже 20-го столетия, когда главное внимание стало уделяться изучению отдельных тел и стихий, а не закономерным связям между ними, и стали нарастать с 30-х годов XX столетия, когда возникли два мощных направления развития науки - физическое и биосферное или "два синтеза космоса" по В.И. Вернадскому - физико-механическое, не принимающее во внимание явления жизни или объясняющее их с физико-химической точки зрения, и биосферное.

Под влиянием социально-политических факторов приоритетное развитие получило линейное технологическое направление научной мысли, не считавшееся с законами биосферы, с великим космическим законом сопряженной эволюции биосферы и человечества. Итогом развития технологического направления в земледелии явилось нарушение главного свойства почв - их организованности и биоразнообразия, нарушение великого закона содружества мира живой и неживой природы, согласно которому происходит формирование почвы как особого тела природы с уникальным свойством биопродуктивности. Успех технологического земледелия привел к разрушительным экологическим последствиям в биосфере. Сейчас необходимо не только осознать необходимость, но и как можно скорее приблизить земледельческую практику к законам жизни естественных природных сообществ, используя естественные механизмы восстановления биопродуктивности почв. Угроза экологической катастрофы Мира требует перехода к биосферному типу мышления, соединения науки о природе с науками о человеке, заставляет обратиться к проблемам биосферно-духовного развития человечества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Немного больше об экологии

Влияние автотранспорта на биосферу
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным ...

Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду
Данная работа состоит из трёх частей: 1. Классификация антропогенных воздействий на окружающую среду. 2. Формирование системы управления экологической безопасностью в Р. Ф. 3. Практическое задание Во—первых, в первой части, мы ...