Аридизация почвы
Инфильтрация нефти и нефтепродуктов привела к образованию крупных подземных их залежей в Ангарске, Моздоке, Туапсе, Ейске, Орле, Новокуйбышевске, Уфе, Комсомольске-на-Амуре и других городах.
2.п Система показателей, отражающих изменение процессов почвообразования.
Промышленные и сельскохозяйственные загрязнения изменяют свойства почвы и почвообразовательных процессов, снижают потенциальное плодородие, технологическую и питательную ценность сельскохозяйственной продукции и т.д. Для контроля, определения комплекса природоохранных мероприятий и прогноза потенциальной продуктивности почвы разработана единая система показателей, отражающих изменение процессов почвообразования и как следствие — свойств почвы. Система показателей позволяет анализировать состояние почвы (водно-физические, химические и биологические свойства) в условиях антропогенных загрязнений.
Классификация почв учитывает влияние загрязняющих веществ на такие почвенные изменения, как:
а) продукции биомассы;
б) хозяйственных частей урожаев;
в) технологической ценности этих урожаев;
г) питательной ценности урожаев; д) ухудшение санитарно-гигиенической ценности.
По степени устойчивости к загрязняющим веществам почвы разделяют на:
— очень устойчивые,
— устойчивые,
— среднеустойчивые,
— малоустойчивые,
— очень малоустойчивые.
По степени чувствительности к загрязняющим веществам почвы разделяют на:
— очень чувствительные,
— чувствительные,
— среднечувствительные,
— малочувствительные,
— устойчивые.
Устойчивость или чувствительность почв к загрязняющим веществам целесообразно определять в соответствии с:
а) содержанием гумуса;
б) качеством гумуса;
в) биологической активностью;
г) глубиной гумусового горизонта;
д) содержанием фракции (механический состав почвы);
е) частями глиностных минералов;
ж) глубиной почвенного профиля.
3п. Принципы гигиенического нормирования ПДК вредных веществ в почве.
Принципы нормирования предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве значительно отличаются от принципов, положенных в основу нормирования их для водоемов, атмосферного воздуха и пищевых продуктов. Разница обусловлена тем, что прямое поступление вредных веществ через почву в организм человека невелико, ограничено случаями прямого контакта с ней (ручная обработка земли, почвенная пыль, игра детей в песочницах и т.д.). Химические вещества, попавшие в почву, поступают в организм человека главным образом через контактирующие с почвой среды: воду, воздух и растения, по биологическим цепям: почва — растение — человек; почва — растение — животное — человек и т.д. Поэтому при нормировании химических веществ в почве учитывается не только та опасность, которую представляет почва при непосредственном контакте с ней, но главным образом последствия вторичного загрязнения контактирующих с почвой сред. При этом имеются в виду и такие факторы, как тип почвы, механический состав, морфология, микробиоценоз, рН, температура, влажность и т.д. Теоретически обоснована необходимость нормирования таких стабильных химических веществ, как соли тяжелых металлов (свинец, мышьяк, медь, ртуть), а также микроэлементов (молибден, медь, цинк, бор, ванадий и др.), применяемых как микроудобрения в сельском хозяйстве.
Оценка санитарного состояния почв проводится по оценочным показателям санитарного состояния почвы населенных мест. В качестве химического показателя берется так называемое санитарное число — частное от деления количества почвенного белкового азота (в мг на 100 г абсолютно сухой почвы) на количество органического азота (в тех же единицах). В почве, как известно, содержится определенное количество азота, входящего в состав белковых веществ. При внесении в почву загрязнений содержание органического азота увеличивается и, следовательно, изменяется соотношение между ним и белковым азотом.
Немного больше об экологии
Природа Зейского района
Задачи
поисково-исследовательской деятельности:
Посещение действующих
памятников природы Зейского района (оз.Лунгинское, оз. Большое, оз. Уютное,
ост. Еловый, “Марьины коренья” и др. с целью проверки сохранности аншлагов,
выявление и устранение экологических нар ...
Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь
во второй половине XX века антропогенный «пресс» на
природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий
жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными фа ...