Бионика в архитектуре.

В процессе социального развития человек в своей архитектурно-строительной деятельности – сознательно или интуитивно – нередко обращался за помощью к живой природе.

В наше время проблемой систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования живой природы применительно к архитектуре на научной и технической основе занялось новое направление теории и практики архитектуры, названное по аналогии с технической бионикой “архитектурной бионикой”.

Техническая бионика изучает принципы построения и функционирования объектов живой природы, с целью их использования в решении инженерных вопросов. В архитектуре это понятие обретает другой смысл – использование принципов формообразования живой природы и построения её структур для решения не только вопросов архитектурного конструирования, но и организации архитектурного пространства, экологических вопросов, цвето-световой организации среды, а также эстетических поисков. Архитектурная бионика иногда фигурирует также под названием архитектурнобионического метода.

Архитектура тоже является частью мира. Но она подчиняется прежде всего законам общественного развития. Общественный характер развития архитектуры ограничивает направления использования законов формообразования живой природы в архитектуре и обуславливает специфику творческого процесса освоения биоформ в архитектуре.

Наблюдаемые нами в живой природе свойства порождают эстетические чувства: внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при большой нагрузке; свободно развивающееся пространство с его многоплановостью и прозрачностью, что способствует целостному его восприятию; структуризация пространства – чередование различных форм, структур, масс и пространства с постепенными переходами; пластичность форм – упругие и лёгкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобным выполненным из железобетона и пластмасс оболочкам-скорлупам; динамичность - как реальные движения, так и выраженные в форме прекратившееся движение (роста и развития).

Как известно, художественная сторона архитектуры во многом обусловлена объективными факторами. Именно объективные законы красоты и гармонии живой природы, принципы “тектоники” построения природных структур в первую очередь и интересует архитекторов. Какими могут быть критерии красоты архитектурной конструкции в современном её понимании и как они преломляются в нашем сознании при оценке структурных форм живой природы?

Конструкция не может быть красивой, если она плохо выполняет свои механические функции, или, говоря другими словами, конструкция должна быть технически совершенна, т.е. в ней должны быть максимально использованы качества формирующего её строительного материала, из которого она сделана, и все новейшие достижения инженерных расчетов. Конструкция должна быть легкой в физическом понимании этого свойства и при этом прочной и устойчивой. Её коэффициент конструктивного качества (отношение несущей способности к объемному весу материала) должен соответствовать способностям материала.

Рациональность решения, высокая техничность, правильное использование материала – необходимые условия формирования красоты конструкции и высоких художественных достоинств архитектурных сооружений.

Предъявляемые к конструкции технические требования, стремление выразить красоту техники должны согласоваться с нашими духовными потребностями. Красота конструкции заключается в гармонии её формы с технологическими условиями её образования и главное, с эстетическими принципами организации архитектурного пространства.

Анализ закономерностей, свойственных комбинациям форм живой природы, позволят решать чисто практические вопросы, такие, как экономия материала, рационализация конструктивных решений, детальный учёт действия метеорологических факторов, а также организация производства. Вместе с тем исследование закономерностей формообразования живой природы и, в частности, комбинаций элементов природных форм дает возможность глубже понять законы симметрии и асимметрии, а отсюда и объективные основы красоты форм живой природы и архитектурных объектов, создаваемых человеком.

Архитектурное пространство создается человеком, поэтому в широком смысле слова оно является его средой, выработанной в процессе развития человеческого общества. Взаимодействие бионических средств с имеющимися в распоряжении человека другими средствами поможет преодолеть существующий в архитектуре схематизм организации пространства, недостаточно соответствующий потребностям человека.

Немного больше об экологии

Влияние промышленности на окружающую среду
Повсюду мы находим людей, заботящихся о Земле. Они горят желанием сделать что-нибудь для создания устойчивого состояния среды. Они спрашивают себя: “Что я могу сделать? Что может сделать правительство? Что могут сделать промышленные корпорации?” Можно решить эти ...

Международные аспекты экологической политики
Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые проникают в различные сферы общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результ ...