Масштабность.

Города растут непрерывно и постоянно. Растут во всех измерениях.

Здания неизбежно растут по высоте. И только техника ставит пока количественные пределы. Московские высотные здания в 1950г. делались до 240м (Московский государственный университет). Небоскребы, построенные позже этого, в 1960 – 1970-х годах в США, - Уорлд Трейд Сентр (Нью-Йорк) имеет высоту 411 м, стодевятиэтажный Сирс Тауэр (Чикаго) достигает 442 м.

Здесь возникает одна из серьёзнейших задач, которую следовало бы рассмотреть поподробнее. Перед нами вопрос соизмеримости человека с резко возрастающими элементами архитектуры и всем городом в целом. Перед нами встает вопрос масштабности архитектуры.

Эта проблема очень актуальна. Её решения могут найти в двух направлениях. Первое сводится к тому, как выходит, как получается, - так, следовательно, нужно, так и будет хорошо. Решение прагматическое. То есть если ещё пока и не ясно впечатление от абсолютных размеров сооружения, если человек и не в состоянии определить их величины, сопоставляя их с самим собой, то и не требуется искусственными мерами приводить здание к масштабу человека.

Второй путь традиционен. Этот путь сводится к приданию зданиям горизонтальных членений. Этот способ восходит к принципам Возрождения. Нигде лучше и выразительнее не достигалось величие и вместе с тем масштабность крупных объемов дворцов и храмов, чем в сооружениях эпохи Возрождения. Членения, связанные с большими высотами этажей, также были величественны, но одновременно они давали легко читаемые соотношения с человеком.

Масштабностью в архитектуре называют отношение двух сравниваемых величин, одна из которых принимается за единицу отсчета. Эта категория масштабности не существует, как абстрактное качество. Она проявляется в целом ряде совершенно точно конкретизируемых сущностей.

Во-первых, отдельные здания должны быть сомасштабны всему городу и своему окружению. При всех обстоятельствах мы должны фиксировать некую “внутреннюю” масштабность города, связанную с ростом его абсолютных размеров, крупную масштабность, присущую городу как пропорциональному во всех своих частях и развивающемуся организму. Это объективная реальность.

Во-вторых, сооружения должны быть масштабны, соизмеримы внутреннему своему существу. Так масштабность жилого дома в этом отношении определяется количеством этажей и высотами этих этажей. Масштабность театра – крупностью его основных объемов: зала и сцены.

Должна быть и третья характеристика масштабности, ибо города (и здания в них) строятся и существуют не сами для себя. Город – организм, предназначенный для удобной коллективной жизни человека, для обеспечения лучших (оптимальных) условий производства и потребления материальных и духовных благ, культуры, искусства, науки и пр. А поэтому город должен быть соразмерен человеку, сомасштабен ему.

Становится очевидным, что каковы бы не были объективные причины абсолютного разрастания городов, необходимо обязательно суметь сделать город “человеческим”, вне зависимости от его размеров, количества и качества градообразующих факторов, от развития автомобильного транспорта и т.д.

Немного больше об экологии

Продукты сгорания топлива и их воздействие на окружающую среду
Интенсивное развитие энергетики, промышленности и транспорта неизбежно вызывает рост потребления углеводородного топлива, что, в свою очередь, увеличивает количество продуктов его сгорания, выбрасываемых в атмосферу. По данным многолетнего мониторинг ...

Структура Лицея как пример экологической популяции
Нет ни одного человека, который полностью был бы похож на другого. Изучать его, наверное, самое интересное и самое трудное. Но человек живет не один: он живет в обществе, где существуют определенные нормы, объединения, которые способствуют становлению личности. При ...