Экология городской среды.

Сейчас общепризнанно что современные города пребывают в затяжном кризисе, путей выхода из которого не предложено. На конгрессе Всемирной ассоциации метрополисов состоявшемся в 1987 году отмечалось, что крупнейшие города сталкиваются со значительными трудностями в своем функционировании и что город, который раньше считался основным двигателем экономического и социального прогресса, в настоящее время рассматривается как тормоз. Это подтверждается быстрым ухудшением условий жизни городского населения, связанным с недостаточным развитием инфраструктуры (жилье, транспорт, водоснабжение, медицинское обслуживание), экономическим кризисом, ростом безработицы и финансовых трудностей, нарушением экологического равновесия и усилением социального неравенства. На состоявшемся в 1993 году в Чикаго была принята Конгрессе архитекторов была принята декларация в которой задача обеспечения устойчивости природной среды была провозглашена основной целью архитектурной деятельности.

Кризисные явления приведшие к нынешним проблемам, начали развиваться со второй половины прошлого века в связи с началом интенсивного роста городов и развитием индустриализации. Тогда же в противовес была выдвинута идея города-сада и началась история многочисленных попыток, говоря современным языком, экологизации городов, ни одна из которых не привела до сох пор к ощутимому успеху.

В начале века многим архитекторам казалась что для того, чтобы создать зеленый лучезарный город, надо поселить людей в как можно более высоких домах, с тем чтобы освободить побольше земли под парки и сады. Поскольку для высоких домов, как оказалось, нужно очень много обслуживающих их учреждений сооружений и прочего, то построенные на таких принципах урбанизированные зоны зелеными и удобными для проживания не стали. Хотя до сих пор подобного рода проекты иногда разрабатываются и не только дилетантами. Сейчас становится все более очевидным что будущее городов связано с противоположной тенденцией, а именно с малоэтажной экологичной застройкой.

В нынешнем веке закончились неудачей ряд масштабных попыток спроектировать и создать города исходя из представлений о них как о больших технических системах. Согласно этим представлениям предполагалось, что город - это своего рода машина для жизни людей, и каким задумает его проектировщик таким он и окажется на практике. Т.е. чем лучше он спроектирует, тем лучше будет функционировать город и и тем удобнее будет жить в нем горожанам. Но практика реализации ряда претенциозных проектов строительства новых городов показала что город ведет себя не как машина, а как живая система, как своего рода организм, который имеет собственные закономерности развития, и если проектировщик их не учел, реальный город ломает рамки проекта и перестраивается в соответствии с собственными закономерностями. весьма важно для оценки многочисленных проектов экологизации городов и построения экополисов.

Заключение.

Представление о городе как о сложной живой полиструктурной системе важны для поисков путей экологизации, в которой современные города несомненно нуждаются. При этом сразу, не вдаваясь в детали можно сказать, что если речь в концепции идет о совершенствовании отдельно экологической сферы города, что результаты будут в лучшем случае неглубокими и неустойчивыми. Город как всякую живую, в отличие от машины, систему можно эффективно совершенствовать только как целое, но не по частям.

При строительстве русских городов традиционная национальная культура всегда имела верное экологическое направление. Нельзя допустить, чтобы в наше время это было заменено антиэкологическим стремлением к потребленчеству, к сиюминутным выгодам.

В современных условиях целесообразно пересмотреть традиционный узкоэкономический подход к архитектуре и градостроительству и расширить его с “экофного” до “экосоциального”, исходящего из нужд саморазвития города как живого организма.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Немного больше об экологии

Влияние промышленности на окружающую среду
Повсюду мы находим людей, заботящихся о Земле. Они горят желанием сделать что-нибудь для создания устойчивого состояния среды. Они спрашивают себя: “Что я могу сделать? Что может сделать правительство? Что могут сделать промышленные корпорации?” Можно решить эти ...

Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях
По состоянию на конец 1980-х гг. численность балобана в европейской части России оценивалась в 120 - 150 пар, 80% из которых обитало между Волгой и Уралом (Галушин, 2001). В этой статье мы будем говорить о регионе, который занимает восток Русской равнины (все Ср ...