Повышение эффективности работы Гостехнадзора России

Слабо работают по пропаганде журнала Тюменский, Средне-Волжский, Самарский, Приморский, Приамурский, Тульский, Иркутский, Западно-Сибирский, Алтайский округа, где подписка на второе полугодие 1997 г. снизилась более чем на 20 %. Наверное, это также влияние низкой требовательности.

Важным аспектом деятельности системы госгортехнадзора остается взаимодействие с другими органами исполнительной власти, надзорными органами. С некоторыми организациями Госгортехнадзор России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с соглашениями (Госстрой России, Минтруда России (Рострудинспекция), МЧС России, МВД России, МПР России, Налоговая служба, Госатомнадзор России и др.). Как показывает опыт, не всегда соглашения выполняются. Есть трения на местах по разного рода проблемам.

Возникают вопросы с рассмотрением причин несчастных случаев между округами и Рострудинспекцией, их становится все меньше, а с принятием нового Положения о расследовании несчастных случаев ., где в последней редакции учтены практически все предложения Госгортехнадзора России, они совсем исчезнут.

Требуют активизации взаимодействие с налоговой инспекцией по вопросам охраны недр (сумма штрафов 385 млн. руб. за 1996 г. — очень мала для масштабов горной промышленности России) и положение дел с рациональным недропользованием. Критерии во взаимодействиях — государственные интересы. Если они каким-то образом ущемляются, надо проявлять инициативу и выходить в соответствующие ведомства, Правительство РФ, отстаивая свое мнение с государственных позиций.

Известно, что практика привлечения к уголовной ответственности из-за аварий на производстве пошла на спад. Причин много, но суть в неправильной финансовой оценке ущерба, что позволяет ввиду его незначительности не возбуждать уголовного дела. Надо выходить в Верховный Суд; Генпрокуратуру, другие заинтересованные органы и находить решения.

Одна из мер профилактики, предупреждения промышленных аварий и производственного травматизма — предоставление органам госгортехнадзора права наложения в административном порядке штрафов. Наложение штрафов — это не только мера воздействия, но и пополнение государственной казны. По действующему законодательству размеры штрафов сейчас настолько малы, что зачастую покрывают лишь затраты, которые соразмерны почтовым расходам по взысканию этих штрафов и затрагивают только должностных лиц. Вопрос повышения размера штрафов, налагаемых на эту категорию лиц, в ближайшее время будет решен.

Правомочна постановка вопроса об ответственности юридических лиц за необеспечение безопасности, содействие возникновению аварийной ситуации — эти штрафы затрагивают интересы собственников и размеры их должны быть значительными. Надо изучить состояние дел в данном вопросе и готовить соответствующие предложения в Правительство РФ по изменению законодательства.

Экономические реформы требуют и новых экономических методов воздействия на предпринимателей, предприятия, понуждающие заниматься обеспечением безопасности производств. Одним из таких механизмов должно стать обязательное страхование за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации опасных производственных объектов. Принципы этого механизма: больше опасность — выше страховые тарифы. Госгортехнадзор России должен быть активным участником его внедрения. Владея информацией о безопасности на объектах, а также являясь профессионалом в этих вопросах, Госгортехнадзор России должен обеспечивать взаимодействие со страховыми организациями в части определения страховых тарифов. Проводимые реформы в экономике привносят в обеспечение безопасности производств отдельные негативные элементы. Обострилась, например, ситуация с закрытием и ликвидацией предприятий. Проявилась проблема с остановкой или консервацией предприятий на длительное время, в связи с чем возникают серьезные опасности с возобновлением работ. Действующая нормативная база не учитывает таких моментов.

В ходе реформ будут появляться новые проблемы и задача системы госгортехнадзора быть отзывчивой на происходящие изменения, своевременно и правильно реагировать на них, смягчать, а если можно, то и предупреждать их негативные проявления. Острее ощущается потребность в повышении оперативности и информированности системы, ее “прозрачности”. Для решения этой задачи надо использовать современные информационные технологии. Одним, двумя компьютерами не обойтись. Поэтому сегодня стоит задача о комплексной системе информатизации надзорной деятельности и управления. Ее следует реализовывать с учетом финансовых возможностей и без участия округов не обойтись.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Правовые и организационные проблемы безопасности на промышленных предприятиях
За последнее время ситуация в экономике страны значительно изменилась. Сделан окончательный шаг в сторону функционального управления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, как ведомственный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повыше ...

Популяция северных морских котиков на острове Тюлений
В природе каждый существующий вид представляет слож­ный комплекс или даже систему внутривидовых групп, которые охватывают в своем составе особей со специфическими черта­ми строения, физиологии и поведения. Таким внутривидовым объединением особей и является популяция ...