География размножения, численность и гнездовые биотопы

Все пары балобанов северных гнездовых группировок специализировались на добыче больших сусликов. Малый суслик и степная пеструшка здесь редки, а степная пищуха не достигает высокой численности.

Западнее Уральского хребта в Башкирии известно гнездование лишь одной пары балобанов на хр. Малый Накас (карта на стр. 32: 33). В лесостепи Высокого Заволжья установлено гнездование двух пар балобанов на территории Оренбургской области. Одна пара два года гнездилась в постройке ворона на вершине бетонной опоры ЛЭП (карта на стр. 32: 40), после чего исчезла, другая - один год в постройке канюка в приопушечной части бора на речной террасе (карта на стр. 32: 41).

В степи Заволжья выявлены лишь три гнездовых участка балобанов. Одна пара размножалась в пойме реки Урал в Оренбургской области (видимо, однократно; карта на стр. 32: 39), два других участка локализованы на Синем Сырте в Самарской области, причем успешного размножения не отмечено на обоих участках (карта на стр. 32: 42, 43).

Суммируя все приведенные данные, численность балобана в регионе можно оценить в 244-336 пар (в среднем, 296 пар), большая часть из которых (140-180 пар, в среднем 165) сосредоточена в двух популяционных группировках на территории Казахстана (таблица 1). Численность балобана на российской территории оценивается в 104-156 пар (в среднем 131), большинство их гнездится к востоку от Уральского хребта. Западнее Урала в регионе обитает не более 25 пар, распределенных по территории случайно и размножающихся, по-видимому, нерегулярно. Скорее всего, этим исчерпывается вся численность вида в европейской части России, так как в последних сохранившихся местах размножения балобана в бассейне Дона и Приволжье вид давно не отмечается (Антончиков, Пискунов, 2003; Galushin et al., 2001).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Немного больше об экологии

Экологические проблемы малых водных экосистем
Широкое использование природных ресурсов человеком в хозяйственной деятельности причиняет ущерб природе. Она стала терять свою уникальную способность к самовосстановлению. Из-за антропогенной нагрузки на природу нарушились естественные биологические циклы, приро ...

Структура Лицея как пример экологической популяции
Нет ни одного человека, который полностью был бы похож на другого. Изучать его, наверное, самое интересное и самое трудное. Но человек живет не один: он живет в обществе, где существуют определенные нормы, объединения, которые способствуют становлению личности. При ...