Экологические аспекты Земельного кодекса Республики Казахстан

Пожалуй, единственным существенным нововведением в области охраны земель является пункт 3 статьи 140 Земельного кодекса, который содержит положение об экономическом стимулировании охраны и рационального использования земель в целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей. Однако оно представляет собой отсылочную норму к бюджетному и налоговому законодательству. На мой взгляд, это положение ЗК РК останется чисто декларативным, поскольку оно несовместимо с принципами и подходами к регулированию, получившими закрепление в действующем бюджетном законодательстве и законодательстве о налогах.

В отношении земель особо охраняемых природных территорий следует отметить, что принятый в Казахстане Земельный кодекс, на первый взгляд, не меняет их правового режима. Посвященная им глава 13 изменилась лишь по структуре и была дополнена отдельными положениями из Закона "Об особо охраняемых природных территориях". Немного изменился порядок резервирования земель под особо охраняемые природные территории. Во-первых, пункт 4 статьи 26 Земельного кодекса РК прямо предусматривает возможность предоставления земельных участков, зарезервированных для развития особо охраняемых природных территорий, до их проектного освоения во временное землепользование для других целей. Во-вторых, устранен прежний запрет на возможность передачи участков на зарезервированных землях в частную собственность, который был установлен старыми Правилами резервирования земель под особо охраняемые природные территории от 18 июля 2001 года.

Отметим также, что по-прежнему не решен вопрос с установлением экологических требований, обеспечивающих сохранение объектов государственного природно-заповедного фонда и обязательных для выполнения собственниками земельных участков и землепользователями на зарезервированных землях. Правила резервирования земель от 8 сентября 2003 г., также как и ранее действовавшие правила, содержат лишь отсылочную норму, касающуюся порядка установления соответствующих ограничений в отношении использования зарезервированных земель. К тому же из новых Правил исключена норма из прежних правил, обязывавшая собственников земельных участков и пользователей земель, зарезервированных под особо охраняемые природные территории, обеспечить право ограниченного целевого использования этих участков, то есть использования в целях обеспечения сохранности объектов государственного природно-заповедного фонда.

Но в отношении возможного влияния на правовой режим ООПТ надо обратить внимание на то, что новый земельный закон получил статус кодекса, который по казахстанскому законодательству стоит в иерархии нормативных правовых актов выше обычных законов. Следовательно, при наличии противоречий между нормами Земельного кодекса, в том числе перенесенных в него из различных подзаконных актов, и Закона "Об особо охраняемых природных территориях", будут применяться нормы Кодекса.

В этих условиях еще более остро выступает проблема совмещения правовых режимов особо охраняемых природных территорий с использованием земель, находящихся на их территории, для сельскохозяйственного производства и иных целей. В частности, это касается земель природных заказников, памятников природы и зон устойчивого развития природных резерватов, а также отчасти зон ограниченной и традиционной хозяйственной деятельности государственных природных парков, которые создаются без изъятия земель у собственников и землепользователей. И все это на фоне неразберихи с подведомственностью природных заказников, памятников природы и некоторых других видов охраняемых природных территорий, сложившейся в Казахстане после обратного перехода Комитета лесного и охотничьего хозяйства в Министерство сельского хозяйства и передачи учреждений по охране лесов и животного мира в коммунальную собственность в конце 2002 года.

Касательно законодательных условий для приобретения в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения с целью сохранения и восстановления находящихся на них экосистем, надо отметить следующее. Статья 92 ЗК РК предусматривает возможность изъятия земельного участка у собственника в случае, если он не используется для целей сельскохозяйственного производства в течение одного года (время, необходимое для освоения участка, в этот период не включается). Тем самым условие целевого назначения сельскохозяйственных земель по новому закону предусматривает обязанность не только землепользователя, но и собственника ежегодно использовать приватизированный участок по назначению и является серьезным законодательным барьером для их приобретения исключительно с целью сохранения (неиспользования).

Также нужно обратить внимание на порядок перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой. ЗК РК предусматривает (ст. 98) разрешительный порядок перевода угодий. Решение принимает не собственник или пользователь земли, а государственный орган, причем на основании внеэкономических мотивов (хотя декларируется иное, фактически перечень оснований включает не рентабельность и показатели капитализации, а природные качества участка - сбитость для пастбищ, почвенные показатели для пашни). При этом законодательно закрепляется ключевая роль органов по управлению земельными ресурсами и вновь воспроизводится сложный бюрократический механизм (для перевода угодий из одного вида в другой необходимо собрать большое количество документов и пройти ряд согласований). Хотя данный порядок перевода угодий не отличается существенно от действовашего ранее, обращают на себя внимание как минимум два важных момента. Во-первых, теперь все эти нормы относятся не только к землепользователю, но и к собственнику земельного участка. Во-вторых, если ранее соответствующий порядок был установлен документом исполнительной власти (постановлением Правительства РК), то теперь он закреплен на уровне Кодекса.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Основные принципы безопасности :
1. ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ В ГЛУБИНУ Среди основных принципов безопасности АС особое место занимает принцип защиты в глубину (глубоко эшелонированной защиты). Принцип глубоко эшелонированной защиты предполагает создание ряда последовательных уровней защиты от вероят ...

Экологические болезни
На рубеже XXI века человечество в полной мере ощутило глобальные экологический кризис, который однозначно указывает на антропогенную токсификацию нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические веществ: р ...