Законодательство РФ об организации особо охраняемых природных территорий.

Система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория.

В настоящий момент правовой основой организации, регулирования, охраны и ис­пользования ООПТ являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природ­ные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", «Об особо охраняемых природных территориях», "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, на территории Тюменской области Законом «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области» № 303 от 28.12.2004 г. устанавливаются общие принципы охраны и использования ООПТ, полномочия органов государственной власти Тюменской области, определяются категории ООПТ, порядок их образования и ликвидации, режим охраны, а также порядок финансирования ООПТ.

Существует несколько категорий ООПТ:

1) государственные природные заповедники;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки;

7) ботанические сады;

8) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Наряду с упомянутыми категориями ООПТ Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, ор­ганы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.

Особо охраняемые объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых объ­ектов международного значения. Особо охраняемый объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью ООПТ, определенной законода­тельством РФ.

Для защиты отдельных категорий ООПТ (например, государственных природных заповедников) от неблагоприятных антропогенных воздейст­вий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хо­зяйственной деятельности.

Общими характерными чертами правового режима земель ООПТ является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли:

- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- рекреационного назначения;

- природоохранного назначения;

- историко-культурного назначения;

- иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Земли ООПТ относятся к объектам национального достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях данной категории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить в последующем землями ООПТ, с последующим изъятием этих земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении хозяйственной деятельности на них.

На землях ООПТ федерального значения запрещено:

предоставление садовых и дачных участков;

строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки, занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.

Первые сведения о создании заповедных территорий в нашей стране относятся к периоду XIV-XV вв. – на определенных участках вво­дились полный или частичный запреты на охоту, лов рыбы, рубку лесов, посещаемость посторонними определенных территорий. Охрана таких территорий осуществлялась на основании царских указов (Указ Петра I по охране "корабельных рощ", Указ Екатерины II по охране заказных рощ). Способствовала их охране и деятельность монастырей, объявляв­ших заповедными отдельные участки леса с их животным миром (заповедный лес Троице-Сергиевской лавры, о. Валаам и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Современные теории получения экологически чистой энергии
Человечество потребляет для своих нужд громадное количество энергии, и потребности в ней пока увеличиваются вдвое каждые 25 лет. За девяносто лет, прошедших с начала прошлого века, энергопотребление выросло более чем в 12 раз. Соответственно выросла и до ...

Основные вредные и опасные производственные факторы
На человека в процессе его тру­довой деятельности могут воз­действовать опасные (вызыва­ющие травмы) и вредные (вызы­вающие заболевания)производ­ственные факторы. Опасные и вредные производственные фак­торы подраз­деляются на четыре группы: физические,химические,био ...