Законодательство РФ об организации особо охраняемых природных территорий.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным за­поведникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную дея­тельность человека на своей территории. Вмешательство человека допус­кается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтоже­ния хищников и т. д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует орга­низация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

Во исполнение постановления Правительства России № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Указанные Правила, в частности, устанавливают, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения:

о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;

о географическом положении, границах и площади ООПТ;

об административной и ведомственной подчиненности;

о задачах, возложенных на конкретные ООПТ;

о режиме и способах особой охраны этих территорий;

об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);

об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;

о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;

о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;

о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;

о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;

о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;

о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);

о финансировании и материально-технической базе ООПТ;

о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);

о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;

об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.

Согласно вышеупомянутым Правилам, кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

С учетом изменений в федеральном законода­тельстве на региональном уровне приняты законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" от 28.12.2004 № 302 и "Об особо охраняемых природных террито­риях в Тюменской области" от 28.12.2004 № 303, законы Ямало-Ненецкого автономного округа "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненец­ком автономном округе" от 09.11.2004 № 67-3АО и "Об особо охраняемых природных террито­риях в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 69-ЗАО.

Областным законом "Об охране окружаю­щей среды в Тюменской области" взаимоувязаны применяемые в областном и федеральном зако­нодательстве основные понятия, определены полномочия представительных и исполнитель­ных органов государственной власти области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установлен поря­док их реализации.

Закон Тюменской области кроме общих прин­ципов выделяет следующее:

- о приоритет интересов ООПТ перед интересами их использования;

- обязательный учет расположения и особенно­стей использования ООПТ при разработке пла­нов и программ социально-экономического раз­вития территорий и рекреационной деятельно­сти, схем недро- и водопользования, при подго­товке градостроительной документации, при проведении песо-, земле- и охотоустройства.

Он же предусматривает возможность создания ряда категорий ООПТ в дополнение к определен­ным Федеральным законом "Об особо охраняе­мых природных территориях": особо охраняе­мые водные объекты, городские парки, эколо­гические полигоны, плантации и питомники. Последние понятия вводятся законом в следую­щей редакции:

экологический полигон - особо охраняемая природ­ная территория, предназначенная для монито­ринга фонового состояния окружающей природ­ной среды, апробации методик ведения экологи­ческого мониторинга, проведения научно-иссле­довательских работ в сфере сохранения биологи­ческого разнообразия, использования и восста­новления биологических ресурсов

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Местное население о падении численности и возможностях сохранения сайгака в Калмыкии
За последние 10 лет численность сайгака сократилась более, чем в 15 раз, и в настоящее время, по данным Охотуправления Республики Калмыкия, находится в пределах от 17 до 20 тыс. особей. Из-за такого резкого падения численности не только в Калмыкии, но и в других час ...

Роль особо охраняемых объектов в сохранении биоразнообразия
Большая часть биологического разнообразия Земли содержится в природных экологических системах лесов, саванн, выпасов и пастбищ, пустынь, тундр, рек, озер и морей. Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени р ...