Законодательство РФ об организации особо охраняемых природных территорий.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным за­поведникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную дея­тельность человека на своей территории. Вмешательство человека допус­кается только в исключительных случаях — для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтоже­ния хищников и т. д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует орга­низация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

Во исполнение постановления Правительства России № 1249 приказом Госкомэкологии России от 4 июля 1997 г. № 312 утверждены Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Указанные Правила, в частности, устанавливают, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения:

о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;

о географическом положении, границах и площади ООПТ;

об административной и ведомственной подчиненности;

о задачах, возложенных на конкретные ООПТ;

о режиме и способах особой охраны этих территорий;

об охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);

об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;

о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;

о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;

о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;

о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;

о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;

о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);

о финансировании и материально-технической базе ООПТ;

о последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);

о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;

об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.

Согласно вышеупомянутым Правилам, кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

С учетом изменений в федеральном законода­тельстве на региональном уровне приняты законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" от 28.12.2004 № 302 и "Об особо охраняемых природных террито­риях в Тюменской области" от 28.12.2004 № 303, законы Ямало-Ненецкого автономного округа "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненец­ком автономном округе" от 09.11.2004 № 67-3АО и "Об особо охраняемых природных террито­риях в Ямало-Ненецком автономном округе" от 09.11.2004 № 69-ЗАО.

Областным законом "Об охране окружаю­щей среды в Тюменской области" взаимоувязаны применяемые в областном и федеральном зако­нодательстве основные понятия, определены полномочия представительных и исполнитель­ных органов государственной власти области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, установлен поря­док их реализации.

Закон Тюменской области кроме общих прин­ципов выделяет следующее:

- о приоритет интересов ООПТ перед интересами их использования;

- обязательный учет расположения и особенно­стей использования ООПТ при разработке пла­нов и программ социально-экономического раз­вития территорий и рекреационной деятельно­сти, схем недро- и водопользования, при подго­товке градостроительной документации, при проведении песо-, земле- и охотоустройства.

Он же предусматривает возможность создания ряда категорий ООПТ в дополнение к определен­ным Федеральным законом "Об особо охраняе­мых природных территориях": особо охраняе­мые водные объекты, городские парки, эколо­гические полигоны, плантации и питомники. Последние понятия вводятся законом в следую­щей редакции:

экологический полигон - особо охраняемая природ­ная территория, предназначенная для монито­ринга фонового состояния окружающей природ­ной среды, апробации методик ведения экологи­ческого мониторинга, проведения научно-иссле­довательских работ в сфере сохранения биологи­ческого разнообразия, использования и восста­новления биологических ресурсов

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше об экологии

Влияние автотранспорта на биосферу
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным ...

Сапробиологический анализ
Среди биологических методов анализа поверхностных вод сапробиологический анализ занимает одно из главных мест. Прогрессирующее загрязнение водной среды уже в прошлом веке натолкнуло ученых на мысль сравнить растительный и животный мир загрязненных и не загрязненных ...